Антимонопольная политика Российской Федерации

В России до 1992 года существовала государственно-монополитическая система, которая была основана на крупных монополиях, а конкуренция отсутствовала.
В условиях перехода к рыночной экономике встала проблема демонополизации российской экономики.
1991 год – принят закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Закон определяет характер регулирования монополий в России:
1. Закон регулирует злоупотребления, связанные с деятельностью монополий:
- изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита и роста цен;
- навязывание контрагенту невыгодных для него условий;
- включение в договор дискриминирующих условий;
- создание препятствий для вступления в отрасль других фирм;
- установление монопольно низких или высоких цен.
2. Закон четко различает вертикальные и горизонтальные соглашения фирм. Так как горизонтальные соглашения в большей степени подрывают конкуренцию, они всегда попадают под действие закона. Горизонтальные соглашения во многих странах незаконны. Вертикально интегрированные компании в силу экономической эффективности попадают под действие закона только при нарушении конкуренции.
3. Закон допускает создание картелей в том случае, если это способствует развитию рынка: рост объемов производства, повышение качества, снижение цен.
4. Закон дает определение доминирующей фирмы на рынке – доля рынка которой свыше 35%. Если доля рынка от 35 до 65%, то антимонопольный орган должен доказать, что это доминирующая компания. Если свыше 65% - доминирующая фирма сама должна доказать обратное.
5. Основные методы регулирования:
- установление предельных цен;
- демонополизация (разделение) фирм.
1995 год – закон о «Естественных монополиях». Он дает перечень естественных монополий и определяет метод регулирования – ценовой.
В основе антимонопольного законодательства лежат эти два основных закона. Государство осуществляет антимонопольную политику в силу того, что рыночная экономика склонна к монополизации.