Государственные закупки: конкурсы

Государство в лице его различных органов является крупнейшим покупателем на рынке товаров и услуг. Доля государственных закупок в развитых странах составляет около 20% ВВП. Государство закупает широкую номенклатуру товаров и услуг: содержит армию, полицию, пожарную службу, аппарат чиновников, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, детские дома, интернаты.
До 1992 года в РФ существовала централизованная система закупки продукции для государственных нужд. В условиях рынка возникла необходимость формирования новой системы государственных закупок. Мировая практика выработала универсальный способ: проведение конкурсов (торгов) на закупку продукции для государственных нужд.
Рынок государственных закупок не является частно капиталистическим. Покупателем выступает не собственно владелец денежных средств, а его посредник – чиновник, который напрямую не заинтересован покупать продукцию подешевле и выше качеством – в результате возникает коррупция.
Проведение конкурсов позволяет решить три основные задачи:
1. Борьба с коррупцией.
2. Экономия бюджетных средств (от 5 до 20%).
3. Способствует развитию предпринимательства в стране (конкурсы дают возможность любой фирме получить заказ).
Конкурсы делают систему государственных закупок эффективней:
1. Эффективность использования бюджетных средств: экономический эффект = выделенные средства – затраты; экономическая эффективность = экономический эффект – затраты на закупку.
2. Общественная эффективность – количественно измерить сложно.
3. Эффективность поддержки регионального производителя – при прочих равных условиях (цена и качество) предпочтение отдается региональному товаропроизводителю.
В развитых странах в основе государственных закупок лежит система прокьюремент, в основе которой лежат следующие принципы: открытость, равновесие, экономичность и эффективность (максимальный результат при минимуме затрат), ответственность и уникальность.