Классическая школа

Классическая теория внешней торговли состоит из:
1. Теории абсолютных принципов А. Смитта.
2. Концепции сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
3. Теории Джона Стюарта Милля.
В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству А. Смитт поставил вопрос о рациональной внешней торговле. В своей книге 1776 года «Исследования о природе и причины богатства народов, посвященные критике меркантилизма» он:
1. Отождествлял богатство не с деньгами, а с землей, строениями и природным потреблением.
2. Выделил разделение труда и прирост капитала, как два фактора увеличения богатства.
3. Предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке.
4. Пытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать.
А. Смит выделил некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего субъекта, и переносил во внешнюю торговлю. В литературе его подход получил название «принципов абсолютного преимущества».
По мнению Смита: если государство может импортировать товар по более низкой цене, чем оно изготавливает его, то гораздо лучше покупать этот товар за границей на некоторую часть продукта собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой государство обладает абсолютным преимуществом.
Модель абсолютных преимуществ базируется с учетом следующих условий:
1. Запускается абстрагирование от наличия множества стран, и рассматриваются две страны: экспортер и импортер.
2. Эти страны производят два товара.
3. Торговля осуществляется без каких-либо ограничений.
4. Внешняя торговля сбалансирована, то есть: импорт соответствует экспорту.
5. Не происходит перемещение факторов производства между странами.
6. На производительность и цену товара оказывает влияние тот факт, что соотношение между трудом и выходом продукции постоянно, то есть: имеет место эффект масштаба производства.
7. Факторы производства абсолютно мобильны между отраслями.
8. В обеих странах и обеих отраслях имеет место совершенная конкуренция.
А. Смит подчеркивал, что государству целесообразно импортировать такие товары, по которым у него издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у него издержки производства ниже, чем за границей, то есть: имеются абсолютные преимущества. Эффект, получаемый странами, будет заключаться в приросте потребления, который обуславливается изменением структуры потребления и специализацией производства.
Теория абсолютных преимуществ сделала очередной шаг в эволюции теорий внешней торговли, так как:
1. Внешняя торговля увеличила потребление, а рост потребительских расходов относится к фактором экономического роста.
2. Источниками увеличения богатства считались разделение труда и прирост капитала, а внешняя торговля стимулирует разделение труда по средствам расширения национального рынка.
3. Внешняя торговля позволяет каждой стране реализовывать излишки конкурентоспособного производства и таким образом определенную дополнительную стоимость экспортному товару. Эта стоимость является дополнительным доходом для каждой страны.
Достоинство теории: демонстрирует преимущество внешней торговли как фактора увеличения богатства для всех ее участников.
Недостаток теории: она не рассматривает внешнюю торговлю в странах, где все товары производятся без абсолютного преимущества.
В результате каждая страна потребляет больше обоих товаров, чем без торговли. При полной специализации равновесно относительные цены устанавливаются между уровнями предторговых относительных цен на товары, преобладающих в каждой стране.
Джон Стюарт Милль, предложил «принципы политической экономии», проанализировав внешнюю торговлю, как фактор увеличения богатства с помощью введения факторов спроса и предложения. На этой основе он определил страны, которые получают наибольший положительный эффект изменения богатства от внешней торговли. Такой является такая страна, товары которой пользуются наибольшим спросом за рубежом, и которая наименее нуждается в товарах из-за рубежа.
Таким образом, классическая теория внешней торговли позволила создать основы для импорта замещающих моделей догоняющего развития, которые использовали развитые страны. Сущность модели сводится к такой политике государства, которая ориентирует создаваемые отрасли преимущественно на внешний рынок, что, тем самым, поддерживает их высокую конкурентоспособность, которая ее больше усиливается, если страна имеет небольшие (нулевые) ввозные пошлины.