Концепция монопольных цен в антимонопольном законодательстве РФ

Основными законодательными актами, формирующими механизмы российского антимонопольного регулирования, являются ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Наиболее общей формой ограничения конкуренции в российском антимонопольном законодательстве считается монополистическое ценообразование, предполагающее, в том числе недопроизводство товара по сравнению с конкурентным уровнем.
Так, в ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещается:
• Изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен.
• Установление монопольно высоких или низких цен.
• Сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их безубыточного производства.
• Необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
• Нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Концепция монопольных цен подробно изложена в методических рекомендациях по выявлению монопольных цен, принятых ГКАПРФ 21 апреля 1994 года. Монопольная цена формируется, когда «монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку».
Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию.
В случаях монопольного ценообразования антимонопольная служба совместно с органами ценового контроля может «сбалансировать интересы сторон по принципу «справедливой» цены, которая определяется как сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия».