Модели олигопольного рынка

Олигополию отличает от других типов рынка небольшое количество фирм. Продукция однородная или дифференцированная. На этом рынке фирмы зарабатывают значительные доходы, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. Это связано с ограниченным доступом других фирм на рынок. Препятствие для проникновения аналогично монопольным барьерам. Сложность в выработке стратегий ценообразования связана с тем, что каждой фирме необходимо учитывать реакцию конкурентов, то есть когда фирмы олигополисты принимают решение о цене и объеме выпуска, они должны предполагать, что их конкуренты столь же разумны и рациональны, как они сами.
Большая взаимозависимость фирм друг от друга приводит к жесткости цен – главная отличительная цена олигополистического рынка.
Различают два типа взаимодействия в олигополии:
Соперничество – предполагает выработку самостоятельных стратегий каждой фирмой при возможных вариантах поведения соперников:
- активное – представлено в виде ценовых войн (считается, что конкурент, выбрав цену, будет ее придерживаться, так что механизм ценовой войны представляет собой ступенчатое снижение цен конкурирующими фирмами, при этом Pmin = minATC);
- пассивное – возможны две модели поведения: «Дилемма заключенных» и «Дуополия Курно».
Сотрудничество: явное (картель) и неявное (лидерство в ценах и ценообразование «издержки плюс»).