Монопольная власть

Количественно степень власти монополиста оценивается с помощью показателя монопольной власти Лернера.
Индекс Лернера = (P – MC) / P = 1 / Коэффициент эластичности спроса по цене.
Если индекс Лернера больше нуля, то фирма обладает монопольной властью. Так как на практике трудно реально рассчитать МС, то МС заменяют на ATC.
Источник сверхприбыли естественных монополий – потребительский излишек. Потребители продукции фирмы монополиста делятся на тех, кто может платить завышенную цену, и тех, кто нуждается в этом товаре, но не способен платить установленную цену. Чтобы захватить потребительский излишек, монополист вынужден устанавливать разные цены для разных групп потребителей.
Диверсификация (дискриминация) цен – установление разных цен на одну продукцию.
Условия для дискриминации цен:
- Наличие групп потребителей или рынка с различной эластичностью спроса.
- Невозможность перепродажи товара: между рынками должны быть определенные преграды.
- Дискриминация цен возможна по группам потребителей, во времени и по категории товара.
P = MC / (1 + индекс Лернера)
Монопольная власть приводит к росту цен и снижению объема реализации. В результате этого снижается благосостояние потребителя и растет благосостояние фирмы.
Теряя всего часть своего излишка за счет увеличения цены, производитель получает прибыль, при этом формируя чистые потери общества, так как некоторые потребители не смогут купить товар.
Монополист может работать, не полностью используя свои производственные мощности, чтобы заставить конкурентов оставить рынок.
Таким образом, монополия ведет к чистым потерям общества.