Организация и технология розничной продажи товаров

Методы продажи — это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
Методы продажи:
1. Продажа товаров на основе самообслуживания — приминяется при продаже продуктовых и непродуктовых товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателя к выложенным в торговом зале товарам; возможность самостоятельно осматривать и отбирать товары без помощи продавцов. Оплата в узлах расчета. При самообслуживании изменяется технологическая планировка зала и других помещений магазина; организация материальной ответственности; товароснабжения и функции работников магазина. Функции работников торгового зала — консультирование, выкладака товара, контроль их сохранности и выполнения расчетных операций.
Операции, из которых состоит процесс продажи при самообслуживании:
- встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации по товарам и услугам;
- получение покупателем инвентарной тары для отбора товаров;
- самостоятельны отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
- отсчет цен товаров и получение чека;
- оплата товаров;
- упаковка товаров и укладка в сумку покупателя;
- возврат на место тары.
Торговый персонал должен строго соблюдать установленные правила торговли. Не разрешается требовать от входящих в торговый зал предьявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или отметки и обязывать оставлять личные вещи.
Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки, рекомендуется выделять экспресс кассы.
2. По образцам — покупатель знакомится с высталвенными в торговом зале образцами товаров, при необходимости получает консультации у продавца, оплачивает товар, товар доставляется ему бесплатно.
3. По предварительным заказам и по каталогам.
4. С открытой выкладкой — товар лежит в витринах, но продается через прилавок.
5. Электронная торговля.