Организация перевозки железнодорожным транспортом

Основной документ, регламентирующий перевозки железнодорожным транспортом — устав ЖД.
Железнодорожным транспортом грузы могут перевозиться в виде:
1. Повагонной отправки — это когда под перевозку груза предоставляется вагон по одному перевозному документу.
2. В контейнерах — используют контейнеры массой брутто 3, 5, 10, 20, 24 и 30 т.
3. В сборных вагонах — перевозят грузы мелкими партиями по разным перевозным документам.
Грузы могут перевозится грузовой и пассажирской скоростью в пассажирских поездах, большой скоростью в ускоренных поездах, в направлениях, определяемых министерством путей сообщения (МПС).
Для организации перевозки грузов на железнодорожных станциях имеются товарные кассы, грузовые боры и товарные конторы.
Предназначенный для транспортировки груз должен быть подготовлен надлежащим образом, тара должна соответствовать стандартам, отправительская маркировка должна содержать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станции прибытия и отправления, массу и порядок мест. На грузы специального обращения наносят специальные надписи и знаки.
Если груз не упакован надлежащим образом, то «железная дорога» имеет право не принимать его к перевозке. Под погрузку принимаются технически исправные и пригодные для перевозки вагоны.
На каждую отправку оформляется накладная. Она является основным перевозным документом, который содержит сведения о грузоотправителе и грузополучателе, скорости перевозки, наименовании товара, количестве мест, массе груза и объявленной отправителем ценность груза и приемки грузоперевозки.
Если груз доставлен на склад общего пользования, находящийся на территории двора, принадлежащего «железной дороге», то погрузка вагонов на подъемных путях производится средствами грузоотправителя. Вагоны, погруженные средствами «железной дороги», оформляются пломбами «железной дороги», а если грузоотправителем, то его пломбами.
Грузы должны доставляться в установленные сроки, их рассматривают исходя из нормативных скоростей. Нормативные скорости включают часть срока, в течение которого груз находится непосредственно в пути. Уставом «железной дороги» предусмотрено время на оформление, перегрузку и переадресовку груза. Оформляется время, начиная с 24 часов того дня, когда груз принят к перевозке. За просрочку доставки «железная дорога» платит грузополучателю штраф.
Для определения стоимости перевозки пользуются тарифами на грузовые железнодорожные перевозки.
Станция назначения обязана сообщить о прибытии груза не позднее 12 часов следующего дня. Представитель грузополучателя должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления получатель должен сдать «железной дороге» транспортные средства.
Прибывшие грузы в течение 24 часов хранятся бесплатно. При этом установлены предельные сроки хранения, и при просрочке «железная дорога» имеет право передать груз другой организации.
Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранность при перевозке. Если погрузка была произведена средствами «железной дороги», то грузополучатель проводит проверку массы, количество мест и состояние груза, даже если он прибыл с признаками сохранности. «Железная дорога» обязана проверить груз, погруженный средствами отправителя, если он доставлен в неисправном вагоне с поврежденными боками, с признаками недостачи, порчи. При установлении повреждений, порчи, недостачи, грузополучатель обязан потребовать составление коммерческого акта. Акт составляется в трех экземплярах на специальных бланках, он должен быть подписан начальником станции и представителем грузополучателя. Станция обязана выдать акт получателю в течение трех дней после получения груза. На накладной ставится специальный штемпель о дате фактической выдачи груза.