Организация труда работников магазина

Организация труда в магазине предусматривает осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс и эффективнее реализовывать площадь магазина, создавать благоприятные условия труда и обеспечивать уровень торгового обслуживания покупателя.
Формы организации труда в магазине:
1. Индивидуальная — работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса. На нем личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей и обслуживание покупателя.
2. Бригадная — работники объединяются в бригады в пределах отдела и несут общую ответственность за результаты работы.
Основные формы разделения труда в магазине:
- функциональное — предполагает обособление отдельных функций и выделение работника для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал рознично-торгового тредприятия подразделяется на три категории:
1) Управленческий — директор (осуществляется общее руководство магазином, руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров, организацией повышения их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы и бухгалтерия), замдиректора (руководит коммерческой деятельностью, решает вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания), администратор (следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли и принимает решения про претензиям покупателей), товароведы (изучают спрос населения на товары, заключают договоры с поставщиками и контролируют их выполнение, готовят претензии, контролируют состояние товарных запасов, проверяют качество товаров, соблюдение условий их хранения, организуют доставку товаров в магазин и внедряют современные методы продвжи товаров), заведующие секциями (организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, создают заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству и обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей), бухгалтерский аппарат: главный бухгалтер, бухгалтеры, кассиры (принимают от МОЛ товарно-денежные отчеты, проверяют и обрабатывают их, учитывают денежные средства и кредиты банка, выполняют другие бухгалтерские операции).
2) Основной / торгово-оперативный — продавцы (подготовка и уборка рабочего места, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей и учет неудовлетворенного спроса), контролер-кассир (готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки), контролер (проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров, перемеривает оплаченные товары, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товар покупателям).
3) Вспомогательный — обеспечивает обслуживание персонала: фасовщицы, уборщицы и так далее.
- товарно-отраслевое — позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп;
- квалификационное — основывается на распределении обязанностей работника магазина в соответствии с их квалификацией.
Три категории продавцов. Первая категория — самые сложные работы. Нельзя использовать высококвалифицированный персонал для выполнения легких работ.
Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничных торговых предприятиях зависит от ассортимента товаров. Чем больше в товарообороте сложных по характеру отпуска товаров, тем больше квалифицированных продавцов должно быть в штате магазина.
Одним из важных условий разделения труда является его кооперация — совмещение работниками магазина профессий, специальностей и функций. Уровень кооперации в магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности. Помимо полного совмещения должностей работники магазина должны выполнять отдельные функции, относящиеся к другим профессиям. Разделение и кооперация труда в магазине должна осуществляться с учетом типа и размеров торговой площади, применяемых методов продажи, размера и структуры товарооборота и используемых методов дополнительного обслуживания покупателей.