Планировка помещений торговых зданий и сооружений

Все торговые здания классифицируют по следующим признакам:
- по капитальности;
- от размещения магазина: отдельно стоящие, встроено-пристроенные;
- по особенностям объемно-планировочного решения: одно и более этажные, подвальные помещения;
- по материалу стен и конструктивных элементов;
- по функциональным особенностям: универсальные, специализированные.
Также к зданиям предъявляются технологические, архитектурно-строительные, экологические и санитарно-гигиенические требования.
Основные группы помещений магазина:
1. Торговые помещения: торговые залы, зал приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров.
2. Помещения для приемки, хранения товаров и подготовки товаров к продаже: приемочные, разгрузочные, кладовые, охлаждения, для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектованные, экспедиция отделов и заказов.
3. Подсобные помещения: для хранения тары, контейнеров; рекламно-декорационная мастерская; экспедиция по доставке товаров на дом; для приема посуды; мастерские ремонта инвентаря и оборудования; моечные.
4. Административные и бытовые помещения: конторские помещения, здравпункт, кабинет директора, гардеробные, столовая и гардеробная для персонала, душевые, комнаты общественных организаций, для личной гигиены женщин, красный уголок, уборные, главная касса.
5. Технические помещения: вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха, телефонный коммутатор, радиоузел, тепловой узел или котельная.
Планировка - разделение торговой мебели на площади торгового зала.
В магазине различают:
- площадь, занятую узлами расчета;
- зону для прохода покупателей;
- установочную площадь. Коэффициент установки = установочная площадь / площадь торгового зала = 0,27 - 0,36 (27 - 36%);
- демонстративную площадь или площадь, занятую под выкладку товаров - исчисляется как сумма площадей всех элемента оборудования, полок, корзин, кассет, на которых могут быть выложены товары. Коэффициент демонстративной площади = демонстративная площадь / площадь торгового зала = 0,56 - 0,8 (56 - 80%);
- занимаемую под установку оборудования и крупногабаритных товаров.