Продажа товаров

Общая схема процесса обслуживания покупателей:
- встреча
- выявление спроса
- оказание помощи в выборе товара
- предложение сопутствующего товара
- оплата за товар
- отпуск товара
- упаковка, консультация о товаре
- выдача покупки, чека
- благодарность за покупку
Методы розничной продажи товаров:
1 - традиционный - продажа через индивидуальный прилавок обслуживания. Положительно то, что продавец работает с каждым покупателем;
2 - современные - самообслуживание, продажа по образцам, продажа с открытой выкладкой, по заказам покупателя.
Особенности самообслуживания:
- камера хранения,
- используется тара,
- свободное продвижение по торговому залу,
- наличие указателей,
- все товары должны быть выложены в торговом зале, с расчетом, чтобы товарных запасов хватило на смену или на день,
- свободный доступ к товару,
- ценники,
- не должно быть очередей у кассы.
Эффективность продажи через самообслуживание:
- повышается пропускная способность, рост товарооборота,
- снижаются издержки обращения и потери по таре,
- повышается культура торгового обслуживания.
По образцам продают крупногабаритные товары или дорогостоящие мелкие. Эта продажа производится на основании утвержденных правил. Крупногабаритные товары доставляются покупателю на дом бесплатно. Сроки доставки оговариваются с покупателем, но не более 7 дней.
С открытой выкладкой продают: книги, конфеты, открытки, обувь.
Многие магазины принимают от населения заказы на доставку товаров на дом покупателю в определенный день и время. Заказ может быть принят в магазине от покупателя или по телефону.
Каждый магазин в зависимости от его типа в торговом зале на видном месте вывешивает выписку из правил продажи товаров, которые находятся в магазине.
Правила продажи отдельных видов товаров состоят из 8 разделов, основными из которых являются:
1 - общие положения: вывеска, режим работы, принадлежность, ассортиментный перечень; информация о товаре, его изготовителе, свойствах товара, его применении, сроках хранения; покупатель на основании закона о защите прав потребителей имеет право на обмен товара.
2 - особенности продажи продовольственных товаров:
- на расфасованном товаре указывается наименование, вес, стоимость, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия фасовщика;
- развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы;
- по просьбе покупателя продавец обязан передать ему товары в нарезанном виде;
- хлеб и хлебобулочные изделия массой более 400 грамм, кроме изделий в паковке изготовителя, могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.
3 - особенности продажи тканей, трикотажа, швейных и метровых товаров и обуви: нельзя продавать ткани, если тазовый конец (штампик) просвечивается на лицевую сторону; тонкие или легкие ткан прикладываются к метру, а тяжелые - наоборот.