Региональные финансы

Региональные финансы – система экономических отношений, по средствам которой определяется и распределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие регионов.
Роль региональных финансов постоянно возрастает потому что:
- через региональные финансы осуществляется выравнивание уровня экономического и социального развития регионов;
- через региональные финансы государство проводит свою социальную политику путем финансирования учреждений здравоохранения, образования, культуры.
С другой стороны региональные финансы – совокупность денежных средств, которые используются на экономическое и социальное развитие региона.
Финансы регионального развития:
1. Региональный бюджет, состоящий из закрепленных и регулируемых доходов.
2. Ценовые внебюджетные фонды.
3. Средства предприятий на развитие региональной инфраструктуры.
Большое значение для стабилизации финансового состояния региона имеют принятые в 1998 году Налоговый и Бюджетный кодексы РФ.
Налоговый кодекс – общие положения налоговой системы, виды налогов, порядок их формирования; определяет структуру налоговых органов, их ответственность и правомочия.
Бюджетный кодекс – основные признаки бюджетной системы, порядок регулирования межбюджетных отношений, финансовая помощь субъектам РФ из источников вышестоящих субъектов; основные принципы формирования межбюджетных отношений:
1. Учет интересов всех сторон межбюджетных отношений.
2. Перераспределение бюджетных средств на объективной основе с целью выравнивания бюджетной обеспеченности региона.
3. Самостоятельность бюджетов различных органов.
4. Законодательное закрепление полномочий и ответственности за их использования и федеральных и региональных властей.
Региональный бюджет формируется за счет:
1. Закрепленных доходов – принадлежащие субъекту РФ: налог на имущество; недвижимость; транспортный налог; региональные лицензионные сборы. Доля закрепленных доходов в региональном бюджете не очень высока.
2. Региональных доходов:
2.1. Получаемые от налогов вышестоящих бюджетов: процентные отчисления от налога на прибыль, НДС и акцизов. Процентные отчисления играют ведущую роль в формировании регионального бюджета, как по объему, так и по экономическому значению, поскольку стимулируют региональные власти к эффективному сбору налогов на местах.
2.2. Дотации – средства, направляемые в твердой сумме из бюджетов вышестоящих органов. Их направляют тем регионам, которые по объективным причинам не могут развить свой хозяйственный потенциал, чтобы обеспечить территориальное формирование бюджета.
2.3. Субвенции – средства, направляемые на решение определенных проблем, которые не могут быть разрешены за счет других источников финансирования (социальные проблемы, последствия стихийных бедствий).
Дотации и субвенции в отличие от процентных отчислений формируют у региональных властей иждивенческие настроения, не способствуют формированию хозяйственной инициативы и поиску резервов развития хозяйства региона.
Региональные внебюджетные фонды формируются за счет:
1. Штрафы за загрязнение окружающей среды и порчу памятников культуры.
2. Добровольные взносы организаций и частных лиц.
3. Доходы от местных денежно-вещевых лотерей и займов.
Региональные внебюджетные фонды формируются на основании решения представительных органов власти региона. Для этого органы исполнительной власти открывают счет в коммерческом банке. Для управления создается коллегиальный орган из представителей власти и заинтересованных организаций. Средства используются для строительства на кооперативных началах социальных и культурных объектов, для благоустройства региона, для выполнения плановых мероприятий в случае нехватки регионального бюджета.
Средства предприятий на развитие региональной инфраструктуры формируются за счет прибыли этих предприятий и используются на покрытие убытков ведомственного негосударственного коммунального хозяйства и содержание объектов социально-культурного назначения.