Система налогообложения

Государство может влиять на процесс ценообразования с помощью потоварного налога, который фиксируется по цене товара. После реализации товара налог перечисляется в бюджет. Непосредственно может выплачивать налог продавец или покупатель. На практике – продавец. В результате изменений налог распределяется между продавцом и покупателем. Если налог налагается на продавца, то снижается предложение.
При этом цена растет, но в меньшей мере, чем величина налога. В итоге товар для покупателей становится дороже, а для продавцов дешевле. Каждый из них оплачивает свою долю налога.
Р2 = Р1 – t, где P2 – цена продавца; Р1 – цена покупателей; t – налог на единицу продукции.
S – величина налоговых поступлений в государственный бюджет, Т – общая величина налоговых поступлений.
Т = t * Q1, где Q1 – объем сбыта при цене Р1.
T1 = P1 – Po, где t1 – величина налога, которую оплачивает потребитель за счет излишка потребителей.
T2 = Pо – P2, где t2 – величина налога, которую оплачивает продавец за счет излишка продавцов.
В результате введения потоварного налога возникает избыточное налоговое бремя – чистые потери благосостояния общества. Следовательно потребители, которые не готовы платить Р1, уйдут с рынка; а продавцы, которые вынуждены сократить объемы производства с Qo до Q1 по причине неэффективного использования имеющихся ресурсов, терпят потери в производительности.
Потоварный налог вводится, как правило, на товар, спрос на который является неэластичным.