Способы адаптации цен

В зависимости от конкретной рыночной ситуации предприятие использует следующие способы адаптации цены:
1. Дифференцированное ценообразование – предложение товара разным покупателям по разным ценам. Виды дифференциации:
- пространственная (зависит от географического положения – купили на окраине, продали в центре);
- временная (ночью дешевле);
- количественная;
- персонифицированная.
Законодательство многих стран трактует дифференцированное ценообразование как ценовую дискриминацию для интересов покупателей и государства.
2. Конкурентное ценообразование – направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Виды:
- ценовые войны;
- «снятие сливок» (новая продукция с повышенными ценами);
- цена меняется по кривой освоения;
- низкие цены проникновения на рынок.
3. Географическое ценообразование – с учетом процессов купли-продажи товаров, их оплаты, транспортировки, страхования и таможенной очистки.
По методу включения в договор цены бывают:
- скользящие (с условием пересчета, при изменении рынка цен);
- твердые (без изменений);
- подвижные (перерасчет цены при продлении сроков договора).
По методу оплаты различают:
- наличная форма,
- безналичная,
- авансовый платеж,
- оплата по факту поставки,
- товарный кредит,
- бартер,
- встречная торговля (два предприятия торгуют при условии, что будут покупать продукцию только друг у друга),
- аккредитивы (выписывает банк),
- без включения (самовывоз).
По способу транспортировки: с включением транспортных расходов и без включения.
На мировом рынке способ доставки и ее оплата включаются в договор согласно документу «ИНКОТЕРМС».
4. Ассортиментное ценообразование – с учетом экономического и психологического восприятия цены поставщиками. Виды:
- ценовые линии (предложение одного и того же товара по разным ценам, дополнительные товары по высокой цене);
- цена комплекта;
- неокругленные цены;
- цены на побочные продукты (в баре снижают цены на продукты, но увеличивают цены на напитки).
5. Стимулирующее ценообразование – цена формируется с использованием скидок, бонусов, призов, подарков, лотерей, дегустаций.