Теории единой цивилизации, столкновения цивилизаций и упадка империй

Теория единой цивилизации. В основе теории лежит идея о постепенном движении стран мира к единому строю – либеральной демократии.
Фрэнсис Фукуяма: «Когда все страны достигнут этого строя, наступит конец истории».
Теория обращает внимание на силы интернационализации экономики, перерастающие в ее глобализацию и проявляющиеся, прежде всего, через ее транснационализацию и интеграцию. Модернизация идентична вестернизации (то есть: копированию западной культуры другими странами).
Хотя теория признает важность в политической и экономической жизни религии и национализма, которые и порождают социокультурные различия между странами, однако предполагает, что по мере укрепления либерализма они перестанут быть ему помехой.
Теория столкновения цивилизаций. Сэмуэл Хантингтон: снижается роль запада, а значение азиатских цивилизаций увеличивается. В результате, будущий мир – это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций. Вывод: усиление многополярного мира, причем не только политического, но и экономического. Кроме того, внутри каждой цивилизации (кроме испанской) выделяются ключевые страны, которые возглавят или уже давно возглавили цивилизации.
Прочность, устойчивость экономических связей между странами и внутри интеграционных объединений во многом зависит от того, принадлежат они к одной или разным цивилизациям, а, если к разным, то насколько совместимы эти цивилизации.
Успешная интеграция внутри Европейского Союза (ЕС) во многом базируется на принадлежности почти всех участниц к одной цивилизации.
Теория упадка империй. Пол Кенноди в своем труде «Возвышение и упадок великих держав» утверждал: падение великих держав прошлого произошло из-за их экономического перенапряжения: в империях тратятся на их содержание огромные суммы, которые, в конечном счете, отвлекаются из экономики, что ведет империи к экономическому упадку.