Теория внешних эффектов и общественных благ

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не получили отражение в ценах. Они касаются не только участников сделки, но и затрагивают третьи лица.
Внешние эффекты:
1. Отрицательные – связанные с издержками для третьих лиц. Например: химический комбинат делает выбросы отравляющих веществ в реку и воздух. С увеличением производства растут объемы загрязнения окружающей среды. Затраты на покупку очистительных сооружений комбинат перекладывает на третьих лиц.
2. Положительные – связаны с выгодами для третьих лиц. Возникают в том случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Например: образование, здравоохранение – чем больше образованных и здоровых в обществе, тем выше уровень развития экономики.
Рыночная экономика нейтральна к этим процессам – это функции предприятия.
Государство должно компенсировать внешние эффекты:
1. Законодательно заставить комбинат встроить очистительные сооружения.
2. Ввести дополнительный налог, который приведет к росту издержек и снижению объемов производства.
Государство обеспечивает население бесплатным образованием и здравоохранением.
Общественное благо – потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они за него или нет.
Два свойства общественного блага:
1. Потребление общественного блага одним человеком не снижает его доступности для других. Отсутствует конкуренция в потреблении.
2. Неисключаемость. Ни один человек не может быть не допущен к благу, если он за него не платит.
Например: национальная оборона, освящение улиц, маяки.
Теоретически, оптимальный выпуск общественных благ – это объем, при котором общественная полезность равна общественным издержкам. На практике используется процесс голосования по принципу простого большинства голосов:
1. Пряма я демократия – личное тайное голосование граждан по телефону.
2. Представительная демократия – используется во всех развитых странах.