Технология регионального программирования

Технология регионального программирования сформировалась путем обобщения отечественного и зарубежного опыта программирования.
Этапы регионального программирования:
1. Выбор объекта программы:
- объект должен обеспечивать перелом траектории развития системы;
- объект должен представлять собой стратегический приоритет для государства или региона;
- программа не должна быть слишком широкой (не должна охватывать всю отрасль) или слишком узкой.
2. Построение дерева целей – определение генеральной цели программы, а так же обеспечивающих ее целей первого и второго уровня. При этом, цели более высокого уровня рассчитаны на более длительный срок и имеют обобщенную формулировку. Цели низкого уровня конкретны, рассчитаны на достаточно короткий срок. Формулировка каждой цели должна соответствовать требованиям:
- достижимость;
- конкретность, то есть: цель должна указывать ожидаемый результат и срок его достижения;
- измеримость, то есть: цель должна предполагать возможность оценки «была ли цель достигнута»;
- согласованность целей между собой.
3. Структуризация программы – выделение отдельных подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Проект – элементарная часть программы. Структуризация включает в себя:
- выделение приоритетности проектов и определение сроков их исполнения;
- определение мероприятий по выполнению проектов, подпрограмм и программ в целом и распределение ответственности за их выполнение;
- определение объемов необходимых ресурсов, источников поступления денежных средств и условий их получения;
- определение срока окупаемости продукции, объема сбыта продукции.
4. Формирование организационной структуры по управлению программой, подпрограммой, проектами. По каждой программе и проекту определить заказчика, научного руководителя или генерального конструктора, директора. Такой структурой может быть холдинговая промышленная группа.
5. Контроль и приемка работы. Для этого по каждой программе определяют комплекс количественных и качественных показателей.
Согласно закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» отбор проблем для программирования осуществляют органы власти регионов и местные власти, а процесс программирования и реализации программ контролируются органами местной исполнительной власти. Но такая практика приводит к негативным последствиям:
- регрессивность программ;
- разработка множества частных программ;
- отсутствие независимой экспертизы программ;
- неправильное определение сроков реализации программ;
- отсутствие увязки потребностей программ в ресурсах с реальной возможностью регионов финансировать программы и получения средств из государственного бюджета;
- отсутствие статистики выполнения региональных программ.
Поэтому многие специалисты считают, что крупные региональные программы должны утверждаться органами законодательной власти РФ, а контроль – не только исполнительной властью, но и частными организациями, фондами, общественными организациями, наделенными соответствующими полномочиями.