Типы рыночных структур

В современной рыночной экономике выделяют четыре типа рыночных структур:
1. Монополистическая конкуренция – много мелких и средних фирм, продукция дифференцированная, свободный вход и выход из отрасли, свободный доступ к информации, некоторый контроль над ценой. Например, рынок одежды, обуви и парфюмерии.
2. Совершенная конкуренция – много мелких фирм, однородная (стандартизированная) продукция, свободный вход и выход из отрасли, свободный доступ к информации, контроль над ценой отсутствует. Например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютный и фондовый рынки.
3. Олигополия – несколько крупных фирм, продукция как однородная, так и дифференцированная, вход и выход из отрасли затруднен, доступ к информации затруднен, значительный контроль над ценой. Например, автомобильный рынок, рынок металлов, бытовая техника и сотовая связь.
4. Чистая монополия – одна крупная фирма, продукция уникальная (не имеет заменителей), вход и выход из отрасли блокирован, доступ к информации блокирован, полный контроль над ценой. Например, газо-водо снабжение, железная дорога, аэропорт.
Характер и формы конкуренции зависят от типа рыночной структуры, которая отражает все аспекты рынка:
1. Количество фирм в отрасли.
2. Количество покупателей.
3. Размеры фирм.
4. Тип производимого продукта.
5. Возможность для входа и выхода из отрасли.
6. Доступность информации о технологии производства, об источниках сырья, рынках сбыта.
7. Возможность одной фирмы влиять на рыночную цену.
Важнейшей характеристикой рынка является конкурентность – возможность отдельной фирмы влиять на конъюнктуру рынка. Чем ниже такая возможность, тем более конкурентный рынок.
В современной экономике рынки совершенной конкуренции и монополии встречаются редко. Наибольшее распространение получили рынки монополистической конкуренции и олигополии.
Анализ поведения фирм в различных рыночных структурах проводится в два этапа:
1. На основе каких принципов фирма определяет объем производства и цены на свою продукцию.
2. На сколько эффективен тот или иной тип рынка для решения основных вопросов экономики: что, как и для кого производить.