Топливно-энергетический комплекс РФ: машиностроение

Машиностроительный комплекс является наиболее важным, потому что во многом определяет функционирование и развитие других комплексов и отраслей промышленности, в том числе металлургической, топливной и так далее.
Машиностроительный комплекс включает в себя 19 крупных отраслей, в том числе: энерго машиностроение, машиностроение для металлургии, транспортное машиностроение, станкостроение, электротехническая промышленность и так далее.
В зависимости от соотношения материалоемкости и трудоемкости в машиностроении выделяют три группы отраслей:
Тяжелое машиностроение – отличается высокой материалоемкостью и относительно невысокой трудоемкостью. Предприятия тяжелого машиностроения располагаются вблизи центров металлургии или потребления:
- предприятия, выпускающие оборудование для металлургии, располагаются на Урале, в Сибири, в Центрально-Черноземном районе: Екатеринбург – экскаваторы, Курск – экскаваторы и проходческое оборудование, которое используют при разработке железной руды в КМА;
- железнодорожное машиностроение – крупные центры в Центральном экономическом районе, в том числе: Коломна (тепловозы), Новочеркаск (электровозы), Нижний Тагил «УралВагонЗавод» (грузовые вагоны), Тверь (пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для перевозки авто), Абакан (грузовые вагоны), Санкт Петербург и Мытищи (вагоны для метро);
- энергомашиностроение – предприятия располагаются в крупных городах с квалифицированными трудовыми ресурсами: Ленинградская область АО «Электросила» (оборудование для ГРЭС), Ижора (оборудование для АЭС), Волгодонск (атомная промышленность), Таганрог «Красный котельщик» (паровые котлы);
- судостроение – крупные центры: Архангельск, Санкт Петербург (Балтийский и Адмиралтейский заводы), Выборг, Ленинградская область (атомные ледоколы, научные суда, пассажирские теплоходы);
- речное машиностроение – Нижний Новгород АО «Красное Сорново» (суда типа река-море, речные ледоколы, пассажирские теплоходы, суда на подводных крыльях), Волгоград, Тюмень, Благовещенск.
Общее машиностроение – оборудование для целлюлозно-бумажной, пищевой, легкой, нефтегазовой промышленности и так далее. Оно характеризуется относительно невысокой материалоемкостью и средней трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения располагаются в центрах потребления. Крупные предприятия лесозаготовки и целлюлозно-бумажной промышленности расположены в республике Коми и Карелии. Предприятия пищевой промышленности располагаются в Центрально-черноземном районе, Воронеже.
Среднее машиностроение – предприятия отличаются относительно невысокой материалоемкостью и высокой трудоемкостью. Размещаются в крупных центрах с квалифицированными трудовыми ресурсами. Выпускают: авто, авиа, металлорежущие станки, оборудование для легкой промышленности:
- автомобилестроение – Тольятти (ВАЗ), Набережные Челны (грузовой высокой проходимости транспорт), Нижний Новгород (ГАЗ), Ульяновск (УАЗ), Ижевск (ИжМаш), Миасс (УралАз), Серпухов (Ока), Москва (Москвич), завод имени Лихачева (грузовые и легковые высокого класса – ЗИЛ), Курган (автобусы), Павловск (Пазики);
- самолетостроение – Московская область (Жуковский), Воронеж, Иркутск;
- станкостроение – Москва, Санкт Петербург, Урал.
Направления развития металлургического комплекса:
- Коренная реконструкция.
- Сохранение достигнутого научно-технического уровня.
- Сохранение и укрепление необходимого уровня квалификации инженерного и рабочего персонала.
- Внедрение новых технологий для производства конкурентоспособной продукции.