Учет расчетов по претензиям

Претензии возникают между организациями из-за несоблюдения условий поставки, а так же за нарушение обязательств по расчетам. Они могут быть отрегулированы через арбитраж или без передачи дела в арбитраж. В этом случае составляется претензия, которая отправляется поставщику. В ней должны быть определены мотивы предъявления, сумма и все подтверждено соответствующими документами. Поставщик должен рассмотреть претензию и дать на нее письменный ответ. В случае признания вины, в ответе указывается номер платежного поручения, которым была перечислена сумма. В случае частичного или полного отказа: указать причину. В этом случае покупатель вправе обратиться с иском в арбитраж.
Учет расчетов по претензиям ведут на активно-пассивном счете 76-2. По дебету счета отражается сумма предъявленной претензии, по кредиту – списание на финансовый результат или удовлетворение. Основанием для записей по дебету служат акты, авансовые отчеты. Записи по кредиту производят на основании постановления арбитража, выписок банка и кассовых отчетов.
Аналитический учет ведут в ведомости 11-а ПК. Ведомость открывают на 3-6 месяцев или на год. Для каждого ответчика используется одна или несколько строк. В конце каждого месяца подсчитываются итоги и выводится сальдо. Итоговые данные переносят в журнал-ордер 11 ПК.
Счет корреспондирует:
1. На сумму предъявленной претензии: Д 76-2 – К 94/60.
2. На сумму ошибочно списанных средств со счетов: Д 76-2 – К 51/52.
3. Уплачен арбитражный сбор: Д 76-2 – К 71/51.
4. На сумму штрафов, пени, неустоек, признанных поставщиком: Д 76-2 – К 91-1.
5. Удовлетворение претензии: Д 50/51 – К 76-2.
6. Списание претензий, не признанных арбитражем: Д 91-2 – К 76-2.