Установление цен на услуги

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, которые производят и реализуют услуги населению.
В настоящее время сфера услуг делится на три направления:
1. Сектор социально-культурных услуг.
2. Сектор материально-бытовых услуг.
3. Сектор информационно-технологических услуг.
Сфера услуг имеет отличительные черты:
1. Невещественный характер.
2. Отсутствие собственности.
3. Непостоянство качества.
4. Сложность оценки качества.
5. Несохраняемость.
6. Неразрывность процесса производства и потребления услуг.
Спрос на услуги имеет индивидуальный характер, предшествует их производству и практически не взаимозаменяемый. Потребление услуг в отличие от потребления товаров не имеет ограничений, и потребители обычно формируют спрос на услуги нескольких видов одновременно. Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстроразвивающейся сферой, и доля затрат на услуги в доходах населения превышает 30%.
Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и использование местных трудовых и природных ресурсов.
На процесс формирования цен в сфере услуг влияет множество факторов, в том числе социальные: поэтому цена должна быть дополнена такими элементами, как: льгота. Дотация производства и субсидии покупателям (образование, здравоохранение).
Высокая чувствительность услуг к изменению рынка требует применения дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе по времени. Любые колебания в объеме услуг приводят к резкому изменению доходности предприятий, в связи с тем, что в составе себестоимости велика доля постоянных затрат. С точки зрения ценообразования важно учитывать тот факт, что потребители не всегда имеют полную информацию о качестве услуги, поэтому часто уровень цен воспринимается как показатель качества.
На уровень цены влияет структура рынка, на котором работает предприятие. На конкурентном рынке действуют предприятия службы сбыта: туристическое обслуживание; на монопольном – предприятия ЖКХ, а цены на услуги регулируются государством.
В реальных условиях большинство потребителей не имеют полной информации об уровне цен, поэтому производители имеют возможность использовать ценовые стратегии, преследующие их собственные выгоды.
Формирование цен на услуги происходит на основе тех же способов, что и на товар. В основном применяют два способа: ориентация на затраты и ориентация на конкурентов, которые позволяют предприятию быстро определить цену без особых затрат на сбор информации.