Устройство и планировка торгового зала

Торговый зал — основное торговое помещение магазина.
Требования, применяемые к планировке торгового зала:
1. Свободное движение покупательского потока и обеспечение кратчайших путей движения товаров из мест хранения к местам их выкладки.
2. Создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
Самым оптимальным считается соотношение торон торгового зала 1:1. Торговый зал должен иметь как можно больший периметр глухих стен и перегородок для установки оборудования.
Зоны и площади торгового зала:
1. Установочная площадь магазина — часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. Так же в нее включается площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Под нее отводится 27-30% торгового зала. Степень эффективности использования площади торгового зала определяют рассчитывая коэффициент установочной площади, равный отношению установочной площади к площади торгового зала.
Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.
Сюда же включается площадь под установку крупногабаритных товаров.
Для островных и пристенных горок площадь выкладки определяется как сумма площадей всех полок оборудования.
Перфорированные щиты с кронштейнами (площадь): определяются как произведение длинны кронштейна на его условную ширину и на их общее количество.
Площадь вешалок — произведение длинны кронштейна на высоту.
Площадь подиумов, лотков, столов — произведение длинны на ширину.
Площадь контейнеров — произведение площади оснований на количество полок.
Площадь товароносителей, имеющих круговое сечение — площадь круга по среднему диаметру.
Коэффициент выкладки (экспозиционной) = отношению площади выкладки к площади торгового зала. Эффективный коэффициент = 0,7 — 0,75.
2. Зона для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами, но при определении ширины прохода в каждом конкретном магазине нужно учитывать плотность покупательского потока. Для создания комфорта для покупателя необходимо от 4 до 10 кв. м на покупателя.
Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Ширина основных проходов должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
3. Площадь для организации рабочих мест продавцов. Размер определяется произведением длинны фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина включает в себя ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения запасов и глубину этого оборудования.
4. Зона контрольно-кассового узла (ККУ) — включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Количество числа рабочих мест кассиров-контролеров рассчитывается как отношение произведения площади торгового зала и среднего времени расчета с одним покупателем к произведению площади торгового зала на одного покупателя, коэффициента использования рабочего времени контролера-кассира и количества секунд в часу.