Виды инвентаризации и порядок проведения

В зависимости от сроков проведения различают инвентаризацию:
1. Плановая – проводят в соответствие с планом-графиком. Основные средства – 1 раз в год, товары и тара – 2 раза в год, деньги и взаиморасчеты – 1 раз в месяц.
2. Внеплановая – по распоряжению руководителя организации, в случае чрезвычайных ситуаций, по распоряжению вышестоящих и судебных органов.
По полноте охвата инвентаризация делится:
1. Полная – проводится перед составлением годового отчета или аудиторской проверкой. Она охватывает все материальные ценности, деньги и расчеты, в том числе средства, не принадлежащие организации.
2. Частичная – охватывает часть средств.
3. Выборочная – является разновидностью частичной. Ее производят на складах и в цехах.
4. Сплошная – проводится одновременно во всех структурных подразделениях.
5. Повторная – при возникновении сомнений в достоверности уже проведенной.
6. Контрольная – по окончании инвентаризации, перед открытием склада или цеха.
Во время проведения инвентаризации проверяются условия хранения ценности, сроки их реализации, выявляются ценности, подлежащие списанию.
Инвентаризация проводится постоянно действующей комиссией, утвержденной руководителем предприятия, в состав которой входят:
- представитель администрации,
- работники бухгалтерии,
- специалисты: инженеры, техники,
- аудиторы.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания инвентаризации недействительной.
Инвентаризация проводится только на основании приказа или распоряжения руководителя. В нем указываются сроки проведения и вид инвентаризации. Перед проведением необходимо опломбировать запасные входы и выходы. До начала инвентаризации комиссия должна получить последние приходные и расходные ордера, отчеты о движении материальных ценностей. МОЛ дают расписку о том, что к началу инвентаризации все материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны. Если инвентаризация проводится в магазине, то необходимо снять показания суммирующих счетчиков на кассе и пересчитать деньги.
Оформляется инвентаризация описью в трех экземплярах. Данные проводятся и записываются в опись на каждой странице, пропуски не допускаются. Если во время инвентаризации будут выявлены ценности, требующие списания, то составляется акт на списание.
В конце инвентаризации комиссия подсчитывает общий итог, сравнивает его с отчетом МОЛ и выдает предварительный результат. Если МОЛ не согласно с выводами комиссии, то об этот заявляет председателю, но документы все равно передаются в бухгалтерию.