Закон убывающей предельной полезности

Теория предельной полезности исходит из положения о радикальном поведении потребителя на рынке (у него есть цель, он учитывает свои ограничения по цене и доходу и выбирает оптимальный набор товаров и услуг).
Цель потребителя – максимально удовлетворить свои потребности. Спрос потребителя на отдельный товар формулируется в составе всего потребительского набора и с учетом относительных цен на товары (сколько стоит данный товар по отношению к другому товару). Товары и услуги приобретаются, так как имеют определенную полезность для потребителя.
Полезность – то удовлетворение, которое получает потребитель в результате использования товаров и услуг. Различают общую и предельную полезность.
Общая полезность (ТИ) – полезность всего запаса данного товара, которым располагает потребитель в данный момент или который ему доступен. Функция полезности представляет собой зависимость полезности от количества товара. При неудовлетворенности потребителя функция является возрастающей.
Предельная полезность (МИ) – полезность, которую приносит дополнительная единица товара.
МИ = изменение ТИ / изменение количества товара
Закон убывающей предельной полезности – по мере того, как растет количество потребляемых благ, потребность, которую они удовлетворяют, становится менее интенсивной (все более насыщенной).
Предельная полезность снижается, таким образом – чем больше количество благ потребляется, тем меньшую полезность приносит каждая дополнительная единица блага.
Делая выбор, потребитель имеет бюджетные ограничения, которые определяются величиной располагаемого им дохода и ценой товаров.
Потребитель, стремясь максимизировать полезность, должен сопоставлять выгоды, получаемые от приобретения дополнительной единицы данного товара с теми потерями полезности, которые он несет, отказываясь от приобретения других товаров.
Каждый товар для потребителя имеет альтернативную стоимость, которая определяется упущенной полезностью в результате приобретения данного товара. В экономической теории цены товара являются альтернативными, а спрос потребителя на данный товар приобретает конечное значение при условии, что выгоды равны потерям.